Login Form

Регистрация

планеты в астрологии

Звезды и планеты в астрологии, значение и влияние

Слово «планета» - греческого происхождения (от др.-греч. «странник» или «блуждающая звезда»). Оно первоначально применялось для отличия подвижных объектов ночного неба от звёзд, кажущихся неподвижными. По мере накопления наукой знаний о космосе в астрономии возникла потребность в более детальной классификации небесных тел, в которой термин «планета» был значительно пересмотрен. Однако, в астрологии применение данного термина не изменилось и в настоящее время по традиции астрологи применяют старую формулировку.

Древней астрологии были известны семь планет: Солнце и Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн. Эти семь планет известны так же как классическая семёрка планет (септенер) и в оккультизме изображаются в виде семи лучей т. н. звезды магов (об этом чуть ниже). Позднее западные астрологи расширили этот ряд ещё тремя так называемыми высшими планетами (они же дальние планеты и транссатурновые планеты). По мере развития астрологии список пополнился фиктивными планетами (не имеющими материальных тел) и гипотетическими планетами.

Вопрос о природе влияния планет до сих пор остаётся дискуссионным. Представления об этом влиянии менялись на протяжении всей истории развития астрологии. В древней астрологии Месопотамии планеты считались физическим воплощением божеств, как Солнце считалось физическим воплощением солярного бога во многих древних религиях. Поэтому наблюдение за движением планет давало представление о том, в каких отношениях находились в тот или иной момент времени боги, а изменения в этих отношениях не могли пройти незаметно для земных обитателей.

Дальнейшее развитие этой мысли происходит под влиянием Платона, который полагал, что человеческая душа сделана из того же материала, из которого Демиург создал звёзды и планеты; каждая человеческая душа возникает на звезде, а затем облекается в человеческую плоть. Далее Платон рассуждает о том, что части Космоса настолько взаимосвязаны, что являются отражением жизни единой Мировой Души, и потому жизнь и судьба человека тесным образом связана с судьбой звёзд. Это мировоззрение, объединённое с философией стоицизма, отрицающего слепой случай и убеждённого в существовании божественной закономерности в исторических и природных процессах, стало интеллектуальной основой интереса к изучению астрологии в Греко-римский период её развития.

Вавилонское восприятие планет как богов ещё очень заметно в воззрениях Платона и Аристотеля, полагавших, что планеты — разумные существа. Так Аристотель полагал, что вечное и регулярное движение планет объяснимо только наличием у них воли и разума. С наступлением исламского периода астрологии, в теории влияния планет на Землю начинает преобладать магико-рациональное воззрение, согласно которому планеты испускают невидимые лучи, оказывающее влияние на земные процессы.

Многообразие вещей в мире элементов порождается двумя вещами, а именно: многообразием их природы, а так же изменчивым влиянием звёздных лучей (Аль-Кинди). Это воззрение, укрепившееся в последствии, стало причиной критики астрологии со стороны науки, поскольку невозможно обнаружить хоть сколько-нибудь заметного влияния физических сил, вроде силы тяготения, со стороны планет на Землю.

Вместе с тем, существует ещё одно воззрение, родственное воззрениям Платона и стоиков, согласно которому человеческая судьба находится во власти тех же законов, что управляют и движением планет. В этом случае, наблюдая движение планет, можно наблюдать действие тех сил, что оказывают и влияние на человеческую судьбу. Тогда планеты предстают уже не как источники судьбы, а как её индикаторы, подобно тому, как стрелки часов отражают ход времени.

Характер влияния реальных планет (имеющих материальную форму) и фиктивных различается, что также описано в трактатах Тота:

Многочисленны иерархии Богов; из них всех один класс называется Нуменальным (тот, что можно познать только разумом), другой класс Чувственным (тот, что можно познать ощущением). Первый называется Нуменальным не потому, что считается, будто бы он недоступен нашим чувствам; ибо в него входят Боги, которых мы чувствуем более истинно, чем тех, которых мы называем видимыми, - что именно и докажет наша дискуссия, и вы, если будете внимательны, увидите это.

…Итак, есть некоторые Боги, которые являются главами (принципами) всех видов. Далее идут те, субстанция (тела, состоящие из 4 стихий) которых является их началом (Т.е. Чувственные боги). Это чувственные, каждый подобен своему двойственному началу; они своей чувственностью (способностью оказывать воздействие на органы чувств) воздействуют на все вещи - одни посредством других (в каждом) придавая сиянье должной работе каждого из них.

Т.е., фиктивные планеты оказывают влияние только на душу человека через принципы (свойственные каждой фиктивной планете, например, морально-этический по Белой Луне, степень спокойствия души по Центру), а реальные планеты, двойственные по природе, оказывают одновременно с принципиальным и чувственное влияние (как на чувства души, так и на чувства тела, влияя на органы чувств).

Итак, в западной астрологии рассматривают 12 (в том числе гипотетических) планет, которые представляют собой различные энергии, влияющие как на личную, так и социальную жизнь. К персональным личным планетам, влияющим на нас непосредственно, относятся Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс. Из-за быстрого движения их положение в гороскопах различных людей отличается значительно (даже разница во времени рождения в несколько минут может сыграть существенную роль).

К социальным планетам, влияющим на наше место в обществе, относятся Юпитер, Сатурн. Их период обращения больше, чем у личных, и изменения их положения могут ощущаться в пределах поколений. К транссатурновным планетам, влияющим на целое поколение, относятся Уран, Нептун, Плутон (в астрологии Плутон так же считается планетой в силу определения и значимой роли в гороскопе). Энергии данных планет способен воспринять не каждый.

Некоторые астрологи также учитывают влияние астероида Хирона и гипотетической планеты Прозерпины, без которых они не представляют себе полную картину. Cчитается, что на нашу жизнь влияют два лунных узла - Кету/Раху, расположенные в гороскопе друг напротив друга. Называются они Северный восходящий узел и Южный нисходящий узел. По ним определяются прошлые способности и уроки, которые мы уже прошли и которые стоит пройти в этой жизни. Раху/Кету не отделимы друг от друга, и интерпретировать их тоже следует вместе.

Кроме того, астрологами учитываются несколько важных точек. К ним относятся арабские точки, среди которых важными являются точка наибольшего везения – Парс Фортуны и жребий испытаний, трудностей – Крест судьбы, а также две условные точки, представляющие наше светлое и темное начала - Селена и Лилит. Эти точки не относятся к планетам, но рассчитываются в зависимости от положения планет.

В оккультных учениях, связанных с каббалой, планетам соответствуют сфироты: Бина - Сатурн, Хесед - Юпитер, Гвура - Марс, Тиферет - Солнце, Нецах - Венера, Ход - Меркурий, Йесод - Луна. На основе этих соответствий строятся некоторые оккультные классификации и теории, например, теории карт Таро. Существует также халдейский ряд - последовательность видимых невооруженным глазом небесных тел Солнечной системы, расставленных по возрастанию средней скорости видимого движения относительно звёзд: Сатурн - Юпитер - Марс - Солнце - Венера - Меркурий - Луна. В европейскую культуру он проник из Древней Месопотамии, где применялся в астрологии, и сейчас используется для порядка имён дней недели. Кроме того, согласно халдейскому ряду вавилонцы установили планет-управителей каждого часа. Таким образом, первым часом управлял Сатурн, вторым - Юпитер и т. д. до Луны, после чего процесс повторялся. Через некоторое время после последовательного применения этого алгоритма обнаруживается цикличность с периодом равным семи суткам.

На основе полученного цикла вавилоняне сформировали семидневную неделю, каждый день в которой был посвящён планете, управляющей первым (дневным) часом суток. Впоследствии эта система была закреплена в христианском, иудейском, мусульманском, буддийском и других календарях. Схематическое изображение циклической последовательности смены управителей дней известно под именем Звезды магов. В этой схеме лучи звезды проведены так, что соединяют планеты в той последовательности, в которой планеты управляют днями недели, при этом вокруг звезды планеты расположены согласно халдейскому ряду.

В астрологии халдейский ряд применяется также для установки управителей (трети знаков зодиака), в т. н. египетской системе управления и для установки управителей отдельных градусов. Считается, что сила планет в гороскопе возрастает, если они находятся в своих деканах и градусах. В истории астрономии халдейский ряд отметился как порядок планет в геоцентрической системе мира Птолемея (по материалам википедии).

Интерпретацию планет в натальном гороскопе следует делать в соответствии с астрологическим домом и знаком зодиака, в которых стоят планеты.

Комментарий к теме

Наше мобильное приложение

Приложение в разработке. Загляните позже.

  • Download
  • Download