Login Form

Регистрация

натальная карта

Китайская астрология - саньмэйсе

Китайская астрология — это не совсем астрология, да и вообще она не совсем китайская. Если на западе астрология долгие века утверждала себя самостоятельной наукой, то на востоке она как была, так и осталась неотъемлемой частью целостной картины мира.

Та картина мира, которую принято называть китайской или дальневосточной, присуща не только Поднебесной. Точно так же представляют себе мир и его ипостаси японцы, корейцы, вьетнамцы, монголы, буряты... Различия, конечно, есть, но они не существенны: основа-то одна. Войти в эту картину мира можно через любую из этих этнокультурных дверей, потому что ведут они к единой цели.

Сопоставлять китайскую астрологию с западной не имеет смысла, так же как, впрочем, с арабской и индийской. Это разные системы. Начинающие астрологи часто ищут параллели и связи между системами — и находят, но это ничего не дает. Складывать из них одну — значит, только запутывать все дело. Лучше использовать их по отдельности, тогда одна станет дополнять другую.

Китайский календарь, широко известный как Календарь фермеров или Календарь Ся, представляет собой удивительно точную систему, которая не только фиксирует течение времени, но также является инструментом для гадания. Знаменитая традиционная система - Четыре столпа судьбы - в точности относится к чтению судьбы человека по натальной карте, по данным о его рождении, представленным в формате календаря Ся. Уникальной особенностью такого календаря является то, что вся информация о времени - году, месяце, дне и часе представлена в виде пяти основных элементов - Металла, Воды, Дерева, Огня и Земли, которые считаются основными компонентами всего во Вселенной. Взаимосвязь между пятью элементами точно помогает предсказать, что ждет впереди его судьба, и, таким образом, с помощью этого знания можно приумножить удачу или свести к минимуму неудачи в своей жизни.

По легенде, солнечная астрология Саньмэйсе как более точная использовалась только в Запретном городе, как и по сей день называют бывшую резиденцию императора в Пекине, тогда как всему остальному населению Китая была доступна лишь общеизвестная вариация. Поэтому астрологию Саньмэйсе называют также «императорской».

Само выражение Саньмэйсе представляет собой перевод санскритского выражения «наука самадхи». Мы помним, что «самадхи» у индийцев означало Достижение просветления. Таким образом, эта идея через буддизм действительно проникла в Китай из Индии, однако приобрела там свою модификацию.

Как в Китае, так и в Тибете используется получивший широкое распространение в странах Восточной и Юго-Восточной Азии календарь 60-летнего цикла. В Китае 60-летний цикл связывался с периодами движения таких планет, как Юпитер (11,86 = 12 лет) и Сатурн (29,46 = 30 лет). Это был фактически минимальный по длительности цикл, в который укладывается целое число периодов движения как Юпитера (5 оборотов вокруг Солнца), так и Сатурна (2 оборота). С циклом движения Юпитера (= 12 лет) связывались 12 животных, а с пятью оборотами Юпитера вокруг Солнца в течение 60-летнего цикла - 5 злементов (о природе 12 животных и 5 элементов будет сказано ниже).

В основу построения лунно-солнечных календарей положены циклы движения Солнца и Луны, то есть тропический год = 365,24 суток (время движения Солнца между двумя точками весеннего равноденствия) и синодический месяц = 29,53 суток (промежуток времени, спустя который фазы Луны повторяются в том же порядке). Характерной чертой лунно-солнечного календаря является точное соответствие месяцев циклу Луны: и в Китае, и в Тибете каждый месяц начинается строго в день после новолуния и заканчивается в день следующего новолуния.

В календаре используется двенадцатизвенный цикл, компоненты которого обозначаются 12-ю животными. Этот цикл выглядит следующим образом: мышь - бык - тигр - заяц - дракон - змея - лошадь - овца - обезьяна - птица - собака - свинья - мышь. Эти 12 животных являются универсальными астрологическими символами, которые несут глубокий и многогранный смысл. Широко известно их описание как основных психологических архетипов людей, родившихся в год, управляемый соответствующим животным.

Относительно причин, по которым годы двенадцатилетнего цикла получили название двенадцати животных, говорится в легенде: когда Будда был уже на пороге достижения окончательной реализации - пари нирваны, он захотел встретиться со всеми животными, для того, чтобы благословить их, но к нему пришли только двенадцать. В награду за это Благословенный назвал годы двенадцатилетнего цикла в их честь в соответствии с той последовательностью, в которой они предстали перед ним.

Животные характеризуют не только людей, но и периоды времени: годы, месяцы, дни и часы, которые испытывают влияние управляющего ими животного и в той или иной степени приобретают его характеристики. Рассматривается влияние не только каждого из этих животных по отдельности, но и их взаимодействие (например, животных года и дня с натальным животным человека, а также взаимодействие животных с элементами - об этом пойдет речь ниже).

Первое животное из двенадцатиричного цикла - «мышь» или «крыса». Оно связано с таким сезоном как «середина зимы». В этот период под землей постепенно происходит расцвет «ян», зародыши живых существ начинают пробуждаться .

Второе животное - «бык», сезон «конец зимы». В этот период «инь» истощается, «ян» приходит в движение и начинает успешно преодолевать сопротивление «инь». Жизнь готова к проявлению и выходу наружу.

Третье животное - «тигр», сезон «начало весны». Сопротивление «инь» преодолено, «ян» начинает разворачиваться наружу, происходит рождение живых существ, из земли всходят ростки растений.

Четвертое животное - «заяц», сезон «середина весны». «Ян» только-только расцветает, живые существа растут и их рост становится все более цветущим.

Пятое животное - «дракон», сезон «конец весны». Весенний «ян» в колебании, поэтому живые существа чем дальше развивают¬ся, тем становятся краше.

Шестое животное - «змея», сезон «начало лета». «Ян» еще больше развивается и достигает полного расцвета, но его движение уже истощается.

Седьмое животное - «лошадь», сезон «середина лета». «Ян» в рассвете, и уже нарождается «инь»; живые существа вырастают, венец обилия листвы.

Восьмое животное - «овца», сезон «конец лета». Живые существа - в расцвете роста, их форма достигла своего предела. Созревают плоды.

Девятое животное - «обезьяна», сезон «начало осени». «Инь» нарастает и его сила определяет срок существования вещей, начинается процесс их гибели. Появляется осенняя прохлада, плоды созрели и постепенно собираются.

Десятое животное - «птица», сезон «середина осени». «Инь» постепенно нарастает, живые существа стареют, дряхлеют.

Одиннадцатое животное - «собака», сезон «конец осени». Истощение и гибель всего живого, урожай собран.

Двенадцатое животное - «свинья», сезон «начало зимы». «Инь» постепенно расцветает снаружи, «ян» прячется внутри и хранится внизу (в глубине земли). Все живое перешло в потенциальное состояние.

Выше мы привели тот тип деления, который связан с двенадцатью животными. При рассмотрении же динамики проявления пяти элементов (Дерево, Огонь, Земля, Металл, Вода) весьма часто используется деление года на четыре основных сезона, соответствующих четырем элементам, и четыре переходных периода по 18 дней в конце каждого сезона, связанных с действием элемента Земля.

Элементы - это универсальные материальные, а также энергетические первоначала вселенной, которые встречаются во многих (быть может, даже в большинстве) традиционных философских систем. Они играют важную роль также в китайской, индийской, греческой и др. традициях. Элементы в китайской астрологии образуют круг У-син, где иероглиф "син" означает "двигаться, движение". Поэтому дословный перевод термина «у-син» - это «5 движений», и, на более тонком уровне - 5 типов сил, потенций, вызывающих в мире пять типов движений.

В этом круге Дерево представлено молодым деревом с нежно-зелеными листьями или деревянной рукоятью меча Манджушри. Дерево связано с пробуждением, утром, весной и Востоком. Его характеристикой, как символа жизненности, являются рост, подвижность, сила вдохновения и созидание, как и планета Юпитер. Дерево порождает Огонь.

Огонь представлен бриллиантом, пылающими искрами. Огонь соответствует Югу, полудню и лету. Его качества - пыл, радость, рвение и страсть. Он полон искр и преображает все, чего касается - до испепеления. Его очищающая сила легко может стать разрушительной, связанной с планетой Марс. Огонь порождает Землю.

Земля представлена желтым квадратом, она - центр всего. Ее время - середина дня, время отдыха, и четыре периода межсезонья, а также четыре промежуточные направления. Это кристаллизующая сила, работает медленно и мощно, как планета Сатурн, стабилизируя все и делая конкретным. Ее качества - плодородие и изобилие, добродетель - реализм, чувство конкретного. Земля порождает Металл.

Металл представлен клинком или острием меча. Он соответствует вечеру, закату, Западу и осени. Он наделен всеми качествами стали: холодностью, сухостью, ясностью, чистотой, прочностью и остротой. Как и планета Венера, металл является символом прямоты и справедливости и отсекает с решимостью. Но становясь чрезмерно жестким он разрушает и препятствует развитию. Металл порождает Воду.

Вода символизируется волнами. Она связана с Севером, зимним холодом и ночью. Обычно чаще рассматривается свойственный ей холод, чем изобилие - еще одно присущее ей свойство. Вода - это основа проникновения и увлажнения, полное прекращение деятельности. Инертность и отсутствие страсти ведет к покою и восприимчивости. Вода также символизирует скрытую силу, которая находится в покое и обладает большой потенциальностью - покой, который необходим перед новым началом. Она ассоциируется с Луной и планетой Меркурий. Вода порождает Дерево, и круг У-син начинает движение снова.

В природе элементы сосуществуют, либо пребывая в гармонии, либо враждуя, в зависимости от их свойств. Из этих взаимосвязей рождаются природные циклы преобразования.

Животное является наиболее важной общей характеристикой года, однако, наряду с ней следует также учитывать влияние элемента года. Элементы, управляющие годами, сменяют друг друга в последовательности цикла порождения, причем каждый элемент остается два года подряд (янский и иньский), так что элементы повторяются каждые 10 лет.

10-летний цикл элементов и 12-летний цикл животных порождают в совокупности 60-летний цикл: каждые 60 лет повторяется комбинация животное-элемент (скажем, Земляной тигр или Огненная лошадь). Основной характеристикой является характер животного, в то время как элемент привносит тот или иной оттенок. Чтобы определить степень гармоничности данной комбинации животное-элемент, определяется характер взаимоотношений между элементом года и собственным элементом животного.

Аналогично годам, каждый день и каждый месяц в китайской астрологии характеризуется своей комбинацией животное-элемент. Так мы узнаем название своего элемента, называемого в ба-цзы Господином Дня. Натальная карта ба-цзы состоит из 4-х столпов, которые в свою очередь образуются небесными стволами и земными ветвями. Небесные стволы - это сами элементы (Дерево, Огонь, Земля, Металл, Вода) и их качество - иньское или янское, а земные ветви - это название животных. Таким образом, ba-zi состоит из 10 элементов и 12 животных (названий энергий). Восемь качеств описывают нашу карту рождения в китайской астрологии. В настоящее время такую карту можно построить в любом калькуляторе, а проинтерпретировать ее могут профессиональные астрологи.

Задать свой вопрос вы можете в комментариях ниже. Мир Вашему дому и пусть земля и небо благоволят вам!

В статье использованы материалы авторов Е.Колесова, А. Орлова, Н. Орловой, М. Смольковой, Ф. Смолькова, Я. Ходатаева

Комментарий к теме

Наше мобильное приложение

Приложение в разработке. Загляните позже.

  • Download
  • Download