Периоды развития астрологии

    история астрологии     Что такое астрология? «Астрон» в переводе с греческого означает звезда, «логос» - мысль. Соответственно, астрология - это мысли о звездах, которые формируют наше представление о влиянии планет на человека и окружающий мир.

    Западная и индийская астрология ведут своё происхождение от шумеро-вавилонских астральных мифов, в которых небесные тела (Солнце, Луна, другие планеты) и созвездия были ассоциированы с богами и мифологическими персонажами. Влияние богов на земную жизнь в рамках этой мифологии трансформировалось во влияние на жизнь небесных тел - символов божеств. Вавилонская астрология была заимствована греками и, затем, в ходе контактов с эллинистическим миром, проникла в Индию.

    На заре астрологии предсказания делались в основном для царских семей или стран в целом. Затем для простого народа были созданы лунные календари благоприятных и неблагоприятных дней, в основном для сельскохозяйственных работ. По сведениям из клинописных табличек, которые были найдены в Ниневийской библиотеке, первые индивидуальные гороскопы появились в 410 году до нашей эры. Ко времени изобретения тропического Зодиака, уже была разработана концепция определения Знаков Зодиака, которая используется до сих пор.

    Официально астрология появилась в начале нашей эры, и хотя астрология была принята римлянами, именно греки обеспечили научные открытия, необходимые для ее развития. В первые столетия были выпущены две работы Альмагест и Тетрабиблос, где Птолемей впервые упорядочил и структурировал астрологические исследования: астрономия была отделена от астрологии, а сама астрология подразделена на натальную и мунданную (астрологию стран).

    Далее центр астрологических исследваний снова переместился в Вавилон, в империю Сасанидов, и греческая наука в целом, и астрология в частности, нашли благодатную почву для развития на Востоке.

    В римское время, в 300-500 гг, вследствие контактов с Индией греческие астрономические и астрологические сочинения проникли в Индию. Местное население называло греков «яванами» («ионийцами»). Известно, что именно Яванешваре («господину греков» в буквальном переводе с санскрита) принадлежит астрологический трактат середины II века, в основу которого были положены фундаментальные астрологические концепции эллинистического Египта. До нас дошло только стихотворное переложение этого трактата «Явана-Джатака» («Греческое учение о рождениях»), которое было написано Спхуджидхваджей в Западных Кшатрапах в 269/270 годах в правление Рудракармана I.

    Греческие концепции астрологии развивались и другими астрологами вплоть до появления работ такого авторитета джиотиша, как Варахамихира (VI в. н. э.), который не только сравнил подходы астрологов «явана» («ионийцев») с подходами других индийских астрологов, но и разработал собственные концепции по ряду базовых позиций астрологии.

    Затем появился перевод астрологических работ Павла Александрийского - Паулиса Сиддханта и Ромака Сиддханта (римский канон). Таким образом, в Индии была заимствована эллинистическая зодиакальная система, положив начало индийской, или как принято сейчас называть, ведической астрологии, которая применяет равнодомную систему и учитывает влияние Луны в накшатрах, а также йог (влияние планет-грах друг на друга и дома).

    В традиционной китайской астрономии зодиакальный пояс разделили на четыре части, каждая из которых, в свою очередь, была разделена на семь небольших созвездий - «стоянок луны», которые также нашли свое отражение и в западной, и в индийской астрологии.

    Следующий пик информационного обмена между культурами пришёлся на эпоху арабских завоеваний и создания халифата. Освоив производство бумаги, арабы широко развили письменность.Европейская астрология к тому времени пришла в полный упадок, но снова возродилась благодаря еврейским и арабским ученым. Работы Птолемея были переведены на арабский язык, а затем на латынь. Эти тексты дошли до наших дней практически в неизменном виде.

    В VII веке появились переводы на арабский язык многих прославленных учёных эллинизма. В VIII–X веках огромное значение для развивающейся науки в странах Ближнего и Среднего Востока приобрела переводческая и, вместе с тем, комментаторская работа. Одним из самых легендарных и загадочных знатоков исламской культуры и арабской астрологии был Герберт Лионский, который в 999 году стал Папой Сильвестром II. Общий рост интереса к учёности привёл к основанию университетов. Инерция старых феодальных порядков начинала отступать перед новыми веяниями. Подобные информационные революции связывали культурные достижения разных народов и обеспечивали преемственность научных традиций.

    Именно в такое время и жил автор, прославленный энциклопедист, историк, географ, математик и астроном Абу-р-Райхан Мухаммад ибн Ахмад ал-Бируни. Во времена завоевателя Индии Махмудом в исламском мире начинает широко распространяться аскетическое и мистическое движение ислама — суфизм (от араб. суфи, буквально — носящий шерстяные одежды. Суф — шерсть, грубая шерстяная ткань, отсюда — власяница как атрибут аскета). Позже распространение идей суфизма приведёт к тому, что доминировавшие в первые пять столетий исламской цивилизации эллинистические ценности — аристотелевский рационализм и стремление к логическим обоснованиям любого суждения — уступят место мистическим решениям и подходам.

    Независимо от того, был ли прав ал-Бируни, видя в этимологии слова «суфий» греческое слово « sophуs » — мудрец, именно он немало способствовал привлечению к индийской культуре внимания просвещённых жителей арабского мира. Например, известно, что именно перу ал-Бируни принадлежит первый в арабском мире перевод «Йога-Сутры» знаменитого систематизатора практических методов йоги Патанджали (ок. 200 до н.э.; по иной версии жил между VII и III вв. до н.э.).

    Перевод ал-Бируни вышел под названием «Китаб патанджал ал-хинди фи-л-халас мин ал-амсал » (см.: Magssignon. Lexique, 1954, c. 81-88) и послужил для суфиев мусульманского мира руководством для своих духовных практик. Поразительно, но именно последовательный сторонник примата логики и разума над сенсорными формами познания, знаток и почитатель Аристотеля ал-Бируни оказался одной из ключевых фигур нового витка взаимопроникновения индийской и мусульманской культур, в процессе которого гносеологические ценности перипатетиков в исламском мире были заметно потеснены мистическими идеями суфиев об «освобождении» души от всего бренного.

    Через три десятилетия им будет написана предлагаемая читателю «Книга наставлений по основам искусства астрологии» («Китаб ат-тафхим ли-ава'ил сина‘ат ат-танджим») — уникальное историческое свидетельство родства и преемственности эллинистической, индийской и арабской астрологии. Ни в одном другом трактате древних учёных мы не найдём разъяснения основ астрологии в режиме постоянного сопоставления подходов арабских и индийских или персидских астрологов. Именно этот труд ал-Бируни позволяет историкам астрологии убедиться: основы описываемой ал-Бируни индийской и арабской астрологии едины и уходят своими корнями в астрологию эллинизма.

Истоки астрологии

    В 1847 г. в Ниневийской дворцовой библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала был найден клинописный текст Энума Ану Энлиль, который представлял собой 68-70 глиняных табличек. К сожалению, из-за особенностей археологии XIX в. 6 табличек или были утрачены, или были сильно расколоты, однако по имеющимся данным удалось более-менее достоверно установить, какого рода информация содержалась в них.

    Первые 13 табличек рассматривали появления Луны в различные дни месяца и её гало. Четырнадцатая табличка содержала схему расчёта видимости Луны. Таблички с 15 по 22 были посвящены лунным затмениям. Таблички с 23 по 29 описывали предзнаменования по появлению Солнца, его окраске и соотношению с облаками. Следующий раздел (таблички 30—39) рассматривали солнечные затмения. Таблички 40—49 были посвящены погодным явлениям. Последние таблички содержали описания предзнаменований, связанных со звёздами и планетами.

    Прототип «Энума Ану Энлиль» мог существовать уже в Старовавилонском периоде, о чем свидетельствует табличка № 63, которая представляет собой таблицы Венеры Амми-цадукской, датируемые XVII в. до н. э. и содержащие список предзнаменований по появлению и исчезновению Венеры, а это означает, что основа «Энума Ану Энлиль» могла быть заложена ещё во времена первой вавилонской династии (1950—1651 гг. до н. э.).

    Каждая строка в «Энума Ану Энлиль» следовала схеме: «Если на небе произошло событие А, на земле случится В», где в роли события A выступают лунные и солнечные затмения, вид светила в моменты его восходов и заходов, различные необычные явления вроде комет.

    Предсказания касались только царской семьи и страны в целом, то есть почти до начала новой эры астрология оставалась мунданной. Идея индивидуального гороскопа не была знакома вавилоно-ассирийским астрологам.

    Первые индивидуальные гороскопы появились приблизительно в V—IV вв. до н. э. Они напоминали календари-месяцесловы списков благоприятных и неблагоприятных дней. Уже употреблялся 12-знаковый Зодиак. Примером такого календаря может служить папирус из Древнего Египта, относящийся к периоду XIX-ой или XX-ой династии (около 1200 г. до н. э.)

западная система астрологии     Окончательно традиция гороскопической астрологии сложилась под влиянием греческой культуры около первого столетия н. э. В работе Птолемея «Тетрабиблос», относящейся к тому времени, излагались принципы классической астрологии, которые сохранились практически неизменными вплоть до новейшего времени.

    После укрепления связей между Индией и Греко-Римским миром в III—V вв. н. э. греческие тексты, содержащие сведения о гороскопической астрологии попали на Восток и были переведены на санскрит, положив начало индийской астрологии (хотя элементы догреческой астрологии попадали в Индию гораздо раньше). Не позднее середины I тысячелетия до н. э., после захвата Ахеменидами северной Индии, на Восток проникли знания вавилонской астрономии и астрологии в той разновидности, которая содержится в текстах «Мул Апин» (MUL.APIN).

    Постепенно пути греческой и индийской астрологии разошлись. Индийские астрологи разработали концепции, незнакомые эллинам, например, такие как концепция лунных домов (накшатр) и хорарной астрологии (прашны-вопроса).

индийская система астрологии     Таким образом, к новейшему времени сложились две родственные, но различающиеся деталями, традиции гороскопической астрологии: западная система астрологии и система индийской астрологии. О различиях этих систем вы можете почитать в конце статьи.

    На Западе продолжал совершенствоваться математический аппарат астрологии: вычисления становились строже, вершины домов гороскопа были привязаны к астрономическим параметрам небесной сферы, была выдержана строгость определения аспектов между планетами (в индийской системе эта концепция существует в упрощённой форме).

    Математику в астрологии начали применять с вторжением в Вавилон персов в 538 году до н.э. С этого времени начали возникать рациональные теории для объяснения планетных движений, которые ранее рассматривались как божественные прихоти (кстати, именно эта философия сейчас лежит в основе индийской астрологии, где каждая планета описывается как божество). Математическая астрология положила начало развитию астрономии - как науки.

Различия в западной и индийской системах

    Обе системы широко используются современными астрологами, но они несколько различаются. Западная астрология использует тропический зодиак, где началом отсчета является точка весеннего равноденствия, нулевой градус знака Овен, который занимает первые 30 градусов эклиптики. Кстати, словосочетание Знак Зодиака пошло от эллинистической традиции, после разделения круга в 360 градусов на 12 частей по 30 градусов каждый. Этим знакам Зодиака присвоили наименования созвездий. Таким образом, за Овном шел Телец, далее Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей и Рыбы. Это же зодиакальный круг используется и при интерпретации сетки домов натальной карты в западной астрологии.

    Индийские астрологи используют сидерический (неподвижный) зодиак, где точкой отсчета являются определённые неподвижные звёзды. Совпадение двух Зодиаков приходилось на весенние равноденствие 285 года н. э. По ходу расширения Вселенной и смещения звезд, сетки домов, построенные по двум системам, начали отличаться. Солнце каждый год возвращается в одну и ту же точку, но с небольшим сдвигом, который составляет приблизительно 50 1/3 секунды дуги. Этот сдвиг Солнца назад на фоне звезд называется прецессия или айанамша. Индийская астрология начала учитывать это смещение, несмотря на то, что оно совсем небольшое (за 2000 лет смещение Солнца составило 23 градуса). Но в астрологии этот факт имеет большое значение.

    Таким образом, первое различие между индийской и западной картой – то, что планеты и асцендент (Лагна на индийском) в индийской астрологии смещены назад приблизительно на 23 градуса 52 минуты. Если вы знаете свою натальную карту и составили ее по западной традиции, то приблизительно можете рассчитать, в каком знаке Зодиака у вас будут находиться дома и планеты согласно индийской астрологии. К примеру, если планета по западной системе попала в 16 градус знака Рака, то по индийской системе она будет находится примерно в 23 градусе знака Близнецов, при этом интерпретация такой планеты приобретает совершенно иное значение. Приверженцы сидерической системы не могут определится с разницей, называемой айанамшей, которая колеблется от 18 гр. до 27 гр. Поэтому границы Знаков Зодиака могут меняться.

    Стандартный сидерический зодиак, используемый в Индии, отличается от тропического в настоящее время примерно на 24°, что говорит об их расхождении 17—18 столетий назад, то есть в III веке, что примерно соответствует времени распространения эллинистической астрологии в Индии и становления на её базе собственной школы.

    И западная, и индийская астрология признают семь небесных тел: Солнце, Луну, Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер и Сатурн. Кроме того, обе астрологические традиции используют две фиктивные точки: Лунные узлы - Северный узел (Раху) и Южный узел (Кету). Однако, в отличие от индийской астрологии, западная астрология признала открытые позднее Уран, Нептун и Плутон.

    Некоторые астрологи западной традиции также используют в своей практике ряд астероидов, наиболее употребляемый из которых Хирон. В последнее время были открыты и начали широко использоваться астероиды Юнона, Веста, Паллада и Церера. Цереру причисляют к планете Фаэтон - гипотетической планете, которая существовала ранее между Марсом и Юпитером, а затем распалась и образовала пояс астероидов.

    Западными астрологами применяется также ряд дополнительных фиктивных объектов: Белая и Чёрная Луна (Селена и Лилит, соответственно), арабские точки, из которых наиболее употребляемы Парс Фортуны, а также транснептуновые планеты и Прозерпина.

    В западной традиции большее внимание уделяется Солнцу, нежели Луне. Это обстоятельство привело к тому, что в 20 веке с гороскопом человека в массовой печати стал ассоциироваться знак Зодиака, в котором располагалось Солнце в момент рождения человека, и были выработаны правила совместимости людей с разными солярными знаками.

    В индийской же астрологии роль ночного светила значительно большая: эта традиция имеет систему так называемых лунных стоянок (накшатр), что создает своеобразный «лунный зодиак», который ассоциирует человека больше с Луной, нежели с Солнцем и, потому при анализе совместимости супругов, индийскими астрологами используются методы, в том числе оценивающие взаимное положение Лун в гороскопах людей.

    Есть и другие различия в западной и индийской астрологии, но обе системы по своему хороши и служат дополнительным источником информации. Как показывает практика, работают и сидерический, и тропический зодиаки, в зависимости от применения. Те, кто утверждают, что тропический Зодиак не верен в корне, потому что в нем не учитано яаление прецессии, просто не знают и не изучали классическую астрологию, в которой все точки прецессии-айанамши, равноденствий и т.п. учтены и применены в различных системах домов.

    Да, это две разных системы, но работают они как одно целое - как Европа и Азия, материя и духовность, инь и ян. Сидерический Зодиак описывает наиболее полно задачи воплощения души, это кармическая астрология, а тропический Зодиак – каким образом мы проявляем себя в материальном мире и продвигаемся в социуме, а это очень важно, потому что материальный уровень – это базовый уровень, на котором строится вся духовная система.