История Астрологии

    история астрологии Астрология, какой мы ее знаем на Западе, развилась в империях Месопотамии: Вавилоне и Ассирии. Наиболее ранние известные данные ряда дисциплин, основывающихся на стандартной кодификации предзнаменований, вытекающих из планетарных явлений, восходят ко времени вавилонского царя Аммизадуки, около 1700 года до н.э.

    В Ниневийской дворцовой библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала в 1847 г. был найден клинописный текст Энума Ану Энлиль, который представлял собой 68-70 глиняных табличек. К сожалению, из-за особенностей археологии XIX в. 6 табличек или были утрачены или сильно расколоты, однако по имеющимся данным удалось более-менее достоверно установить, какого рода информация содержалась в них.

    Первые 13 табличек рассматривали появления Луны в различные дни месяца и её гало. Четырнадцатая табличка содержала схему расчёта видимости Луны. Таблички с 15 по 22 были посвящены лунным затмениям. Таблички с 23 по 29 описывали предзнаменования по появлению Солнца, его окраске и соотношению с облаками. Следующий раздел (таблички 30—39) рассматривали солнечные затмения. Таблички 40—49 были посвящены погодным явлениям. Последние таблички содержали описания предзнаменований, связанных со звёздами и планетами.

    Прототип «Энума Ану Энлиль» мог существовать уже в Старовавилонском периоде, о чем свидетельствует табличка № 63, которая представляет собой таблицы Венеры Амми-цадукской, датируемые XVII в. до н. э. и содержащие список предзнаменований по появлению и исчезновению Венеры, а это означает, что основа «Энума Ану Энлиль» могла быть заложена ещё во времена первой вавилонской династии (1950—1651 гг. до н. э.).

    Каждая строка в «Энума Ану Энлиль» следовала схеме: «Если на небе произошло событие А, на земле случится В», где в роли события A выступают лунные и солнечные затмения, вид светила в моменты его восходов и заходов, различные необычные явления вроде комет.

    Предсказания касались только царской семьи и страны в целом, то есть почти до начала новой эры астрология оставалась мунданной. Идея индивидуального гороскопа не была знакома вавилоно-ассирийским астрологам.

    Первые индивидуальные гороскопы появились приблизительно в V—IV вв. до н. э. Они напоминали календари-месяцесловы списков благоприятных и неблагоприятных дней. Уже употреблялся 12-знаковый Зодиак. Примером такого календаря может служить папирус из Древнего Египта, относящийся к периоду XIX-ой или XX-ой династии (около 1200 г. до н. э.)

западная система астрологии     Окончательно традиция гороскопической астрологии сложилась под влиянием греческой культуры около первого столетия н. э. В работе Птолемея «Тетрабиблос», относящейся к тому времени, излагались принципы классической астрологии, которые сохранились практически неизменными вплоть до новейшего времени.

    После укрепления связей между Индией и Греко-Римским миром в III—V вв. н. э. греческие тексты, содержащие сведения о гороскопической астрологии попали на Восток и были переведены на санскрит, положив начало индийской астрологии (хотя элементы догреческой астрологии попадали в Индию гораздо раньше). Не позднее середины I тысячелетия до н. э., после захвата Ахеменидами северной Индии, на Восток проникли знания вавилонской астрономии и астрологии в той разновидности, которая содержится в текстах «Мул Апин» (MUL.APIN).

    Постепенно пути греческой и индийской астрологии разошлись. Индийские астрологи разработали концепции, незнакомые эллинам, такие как, например, концепция лунных домов (накшатр) и хорарной астрологии (прашны-вопроса).

индийская система астрологии     Таким образом, к новейшему времени сложились две родственные, но различающиеся деталями, традиции гороскопической астрологии: западная система астрологии и система индийской астрологии. О различиях этих систем вы можете почитать в конце статьи.

    На Западе продолжал совершенствоваться математический аппарат астрологии: вычисления становились строже, вершины домов гороскопа были привязаны к астрономическим параметрам небесной сферы, была выдержана строгость определения аспектов между планетами (в индийской системе эта концепция существует в упрощённой форме).

    Математику в астрологии начали применять с вторжением в Вавилон персов в 538 год до н.э. С этого времени начали возникать рациональные теории для объяснения планетных движений, которые ранее рассматривались как божественные прихоти (кстати, именно это сейчас лежит в основе индийской астрологии, где каждая планета описывается как божество). Математическая астрология положила начало развитию астрономии - как науки.

    ОСНОВНЫЕ ВЕХИ В ИСТОРИИ АСТРОЛОГИИ:
    747 г до н.э. - первые данные о затмениях;
    570-490 гг до н.э. - Пифагор - восемь лет изучал науку о звездах в Вавилоне, общаясь с магами, до этого в течение 22 лет изучал египетскую мудрость и тайны у египетских жрецов; Пифагору традиция приписывает введение слов философия и философ, он ввел представления о переселении душ и основанных на них пищевых запретах, выдвигал мысли о количественных закономерностях развития мира, что содействовало развитию математических, физических, астрономических и географических знаний; в основе вещей лежит число, учил Пифагор, познать мир — значит познать управляющие им числа;
    538 г до н.э. - вторжение Персов в Вавилон - возникновение рациональных теорий для объяснения планетных движений, которые ранее рассматривались как божественные прихоти;
    429-327 г до н.э. - жил греческий философ Платон; по его сочинениям ок. 257—180 гг. до н. э. Аристофаном Византийским было создано несколько трудов, в том числе под названием "Тимей", который стал первым "евангелием", проповедовавшим эллинам звездную религию Азии;
    432 г до н.э. - афинян Метон разработал календарь с 19-летним циклом; примерно в это же время другой грек Эукгемон установил точки солнцестояния и равноденствия, обнаружив, что сезоны имеют неравную продолжительность; он построил тропический календарь, основанный на летнем солнцестоянии, поместив эту точку в 1° Рака;
    410 г до н.э. - этим годом датируется самый ранний вавилонский гороскоп (индивидуальная карта рождения), найденный в клинописных табличках;
    331 г до н.э. - вторжение Александра Македонского знаменовало собой начало нового периода, достижения в просвещении и в науке, в том числе и астрологии;
    315 г до н.э. - вавилонянин Кидинну основал астрологическую школу в Вавилоне, которая действовала 200 лет; он поместил точки равноденствия и солнцестояния в восьмые градусы зодиакальных знаков, ввел зодиакальный круг в 360° (не без влияния трудов Эукгемона);
    310-230 гг до н.э. - Аристарх написал трактат о Луне, которая получает свет от Солнца, используя зодиакальный круг в 360°; он задолго до Коперника сформулировал гелиоцентрическую теорию планетарного движения;
    300-250 гг до до н.н. - Апполоний создал теорию, которая могла бы охватить все планетарные движения, в том числе ретроградность планет, это модель был принята как базовая вначале Гиппархом, затем Птолемеем;
    308 г до н.э. - самые ранние известные планетарные эфемериды, выполненные в клинописной форме, датируются Вавилоном периода греческого правления;
    280 г до н.э. - Берос из Мардука основал первую астрологическую школу в Греции на острове Кос (Греция); он перенес акцент с религиозных объяснений звездных движений к требованиям научной теории; Мердока считают автором теории, объясняющей фазы Луны;
    263 г до н.э. - самая ранняя клинописная табличка, найденная в Уруке, в которой указаны градусы и минуты зодиакальных знаков;
    190-120 гг до н.э. - Гиппарх вернулся к гелиоцентрической системе представления о небесных телах; обнаружил прецессию равноденствий, произвел точные измерения тропического года, изобрел современную форму тропического Зодиака, начало которого он перевел в 0° Овна;
    135-51 гг до н.э. - Посидоний возглавил школу на острове Родос (Греция), ставшую вторым после Александрии учебным центром, где обучали философов и астрологов; он восхищался Платоном и Пифагором, объединил традиции Платона и Аристотеля в единую философию - неоплатенизм, ныне лежащую в основе астрологии;
    100-50 л до н.э. - математическая астрология начала входить в Римскую империю, римляне называли астрологов халдеями, по названию древнего племени "калду"; большая часть астрологов в Риме были вавилонянами или сирийцами, прибывавших в Рим в качестве ученых или рабов;
    22 г. до н.э. - этим годом датируется самое раннее упоминание Асцендента;
    50-14 гг до н.э. - в течение последних нескольких лет правления Октавиана была завершена "Astronomica" Манилия, одна из самых доступных работ римской астрологии; в данной работе Манилий использовал метод, который до сих пор не обнаружен ни в одном астрологическом тексте - "Колесо фортуны" он помещал в 1-й дом, остальные одиннадцать домов располагал по кругу карты против часовой стрелки; этот накладывающийся паттерн был назван кругом двенадцати "Атла" (Athla); также Манилий использовал вавилонскую технику микрозодиака - деление знака на 2,5°; он развил вавилонское учение, о том, что земные территории подпадают под особое астрологическое управление;
    50-100 гг н.э. - проникновение астрологии в низшие слои общества под влиянием культов Кибелы, Изиды, Ваала или Митры, которые включали себя учения различные уровни астрологии, особенно культ Митры, непобедимого Солнца; этот факт не остался незамеченным династией Цезарей, которые в течение первого столетия н.э. постепенно обожествляли себя;
    с 14 г н.э. до 37 г н.э. - появление официальной астрологии, в частности, у наследника Октавиана Тиберия появился Тразилл, у которого он и сам научился науке астрологии; хотя астрология была принята римлянами, именно греки обеспечили научные открытия, необходимые для ее развития;
    после 151 г н.э. - Птолемей выпустил работу "Megale syntaxis mathematike", более известную под ее арабским названием "Альмагест", которая оставалась определяющим астрономическим текстом до эры Коперника и Кеплера примерно в течение 1500 лет; следующим трудом Птолемея является "Тетрабиблос" из четырех частей - главное собрание астрологических знаний, где Птолемей впервые упорядочил и структурировал исследование небес по ясно определенным областям, астрономия была отделена от астрологии, а сама астрология подразделена на мунданную и натальную; Птолемей воздавал хвалу астрологам прошлого, особенно Гиппарху и Посидонию, на работах которых он основывался; Зодиак, говорил Птолемей, делится элементами на четыре треугольника: огня, земли, воздуха и воды, каждый из этих треугольников может быть отнесен к определенному географическому направлению: огонь - к северо-западу, земля - к юго-востоку, воздух - к северо-востоку и вода - к юго-западу;
    200-300 гг н.э. - центр астрологических исследований переместился обратно на родину астрологии - в Персидскую империю Сасанидов, распространившуюся от Месопотамии до долины Инда; интеллектуально Запад начал клониться к упадку, его великие умы деформировались, все более втискиваясь в рамки развивающегося христианства; греческая наука в целом, и астрология в частности, нашли благодатную почву для развития на Востоке, в третьем столетии н.э., при сасанидском царе Шапуре I, при поддержке которого многие работы, в том числе труды Птолемея, были переведены на персидский язык; к сожалению, возрождение греческой культуры длилось недолго, но значение этого кратковременного расцвета проявилось несколькими столетиями позже, когда великие тексты были вновь переведены - на этот раз на арабский язык исламскими учеными;
    ок. 300-500 л н.э. - греческие тексты, содержащие сведения о гороскопической астрологии попали на Восток и были переведены на санскрит, положив начало индийской астрологии;
    475 г н.э. - постепенный упадок интеллектуальных знаний в Европе, и частью этого явления было почти полное исчезновение научной и практической астрологии; два видных философа того времени, Боэций (480-524 г.г. н.э.) и Исидор (около 560-636 г.г. н.э.) приняли общие положения планетарных влияний, но их отказ от предсказаний как нехристианского занятия задержал развитие астрологии в последующие столетия;
    500-800 гг н.э. - в эти года происходил полный упадок европейской астрологии, в течение которого арабы стали наследниками эллинистической мудрости; астрология в то время основывалась на разрозненной системе наблюдений небесных явлений - лунных фаз, затмений, комет и планетарных ассоциаций с числами, днями недели, травами и другими растениями, минералами и т.д. На популярном уровне и в монастырях у астрологии была одна важная особенность — она была мунданной, имела дело не с отдельным человеком, а с группами людей; из ученых того времени наиболее был известен Венерабль Беде (671-735 гг н.э.), отмечавший влияния различных комет, в том числе наблюдавшейся в 729 году н.э., которую он считал виновной в смерти короля Осрика (Нортумбрийского) и вторжения сарацинов в Галлию;
    622-755 гг н.э. - новая эпоха просвещения, наибольшие достижения которых произошли после установления династии Аббасидов в 750 году н.э.; главный вклад в науку внесли еврейские ученые;
    777 г н.э. - первая астрологическая школа в Багдаде, основанная еврейским ученым Якобом бен Тариком; арабский ученый Абу-Машар перевел Птолемея на арабский, и его переводы впоследствии были переведены на латинский европейскими учеными на Западе;
    768-814 гг н.э. - возрождение астрологии при императоре Карле Великом, правившем франками, в это время каждый каролингский лорд имел собственного астролога;
    814-900 гг н.э. - изучение астрологии и астрономии специально поддерживалось церковными соборами, епископами и королями, особенно среди духовенства;
    984-1000 гг н.э. - самые ранние переводы мусульманских астрологических текстов были сделаны Люпитом из Барселоны, который контактировал с Гербертом, будущим папой Сильвестром II, в то же время Сильвестр II мог и сам изучать работу Юлиуса Фирмикуса Матернуса в Испании;
    1000-1027 гг н.э. - астрология прочно утвердилась в одиннадцатом столетии, были созданы первые местные европейские тексты; первой известной работой была "Liber de Planetis et Mundi Climatibus";
    1100-1400 гг н.э. - в число королей-энтузиастов астрологии входили все французские короли от Карла IV до Людовика XIII, большая часть священных римских императоров, в том числе Венцеслаус ("славный король Венцеслаус") и Карл V, Альфонсо X Кастильский, Ричард II, Генрих VII и VIII Английские и король Венгрии Матиаш; Карл V Французский даже открыл факультет в Парижском университете, чтобы способствовать изучению астрологии;
    1138 г н.э. - Платон из Тиволи опубликовал свой перевод "Тетрабиблоса" Птолемея, в результате чего европейцы смогли познакомиться с замечательным астрологическим умом древнего мира и с техникой мунданной астрологии;
    1170 г н.э. - Роджер из Герефорда написал "Книгу о делении астрономии и четырех ее частях", в которую входили натальная, элективная (астрология выбора), хорарная и мунданная астрологии; Роджер уделил особое внимание мунданной астрологии и создал, возможно, самый ранний в европейской астрологии список геофизических управлений, например, Испания управляется Луной и Девой, а Индия — Козерогом и Меркурием, "Вся земля христиан" управляется Сатурном и знаком его экзальтации, Весами;
    1175-1253 гг н.э. - епископ Линкольнский провел специальное исследование комет;
    ок. 1193 - ок. 1280 гг н.э. - епископ Ратисбонский - доминиканский монах - подробно обсудил влияние планет на глобальные войны и другие сдвиги;
    1215 г н.э. - астрология была определена как один из предметов университетского обучения;
    ок. 1225-1274 гг н.э. - св. Фома Аквинский - величайший теолог средневековья, первый установил теоретическое деление между мунданной и натальной астрологией, получившее новое современное значение в работах Карла Юнга;
    ок. 1210-1296 гг н.э. - Гвидо Бонатти был одним из наиболее успешных астрологов-практиков в раннем средневековье, книга Бонатти "Liber Astronomicus" была основным астрологическим текстом до шестнадцатого столетия;
    ок. 1300-1400 гг н.э. - многие новые итальянские города четырнадцатого и пятнадцатого столетий нанимали на службу официальных астрологов, и одним из самых известных был Бласиус из Пармы, он был ответственным за преподавание астрологии в нескольких университетах, включая Болонский, сохранилось его прогноз на год "Суждение о 1405 годе";
    1347 г н.э. - английский ученый Джон из Эшендена опубликовал работу "Сумма", которая была основным текстом по мунданной астрологии;
    1364 г н.э. - Паоло Дагомари, первый флорентийский астролог, составлявший годовые прогнозы, получил признание в связи с победой пизанцев над Касциной;
    ок. 1300-1500 г н.э. - мунданная астрология стала большим бизнесом, в то время астрологи искали выгодную работу при всех дворах Италии, Франции и Германии; этот процесс стимулировался неопределенностями Столетней войны с ее бесконечным рядом договоров, союзов, династических браков, войн, битв, коронаций и вторжений, которые все требовали квалифицированного внимания астрологов; многие астрологи служили дипломатами или выполняли другие задачи, такие как освобождение за выкуп; мунданная астрология стала очень популярной у народа и могла оказывать влияние на политику;
    1469 г н.э. - был напечатан первый ежегодный астрологический альманах;
    1500 г н.э. - король Матиаш Корвинус основал Прессбургский университет, время основания которого выбрал астролог Региомонтан, университет достиг кратковременной известности благодаря искусству его специалистов по астрологии, но, к сожалению, его пришлось закрыть из-за войны с турками;
    1509-1547 г н.э. - при Генрихе VIII в Англии центральные фигуры дворцовой политики использовали астрологов, известно, что кардинал Уолси, первый канцлер Генриха, имел гороскоп короля, что позволяло прогнозировать его решения и выбирать время событий, но это не помогло канцлеру предвидеть собственное последующее падение и опалу;
    1553 г н.э. - Реформацию Джером Кардан связал с соединением в 1553 году Меркурия, Марса и Юпитера в Овне;
    1558 г н.э. - Джон Ди выбрал время коронации Елизаветы; в дальнейшем он использовался королевой и ее ведущими администраторами в качестве странствующего дипломата и шпиона (прототип агента 007); одной из важнейших его работ, была помощь в формировании внешней политики, особенно, в отношении возможного замужества королевы, через построение натальных карт европейских королей и князей;
    1603-1650 гг н.э. - астрология играла мощную роль в массовой политике и использовалась на всех уровнях — для пропаганды, усиления теологии, поддержки политических требований и особено для консультирования главных политических лидеров по вопросам выбора оптимального времени и стратегии;
    1649 г н.э. - астрологический альманах Вильяма Лилли был продан в 30 тысячах экземпляров, и его популярность была такова, что его присутствие на стороне парламентской армии, по крайней мере, в одном случае, рассматривалось как причина ее победы; другой причиной известности Лилли было то, что он являлся первым в те времена газетным астрологом;
    1529 г н.э. - в Италии Лука Гаурико предсказал Алессандро Фарнезе, что тот станет папой, и когда Алессандро удалось стать папой Павлом III, он не только вознаградил Гаурико, сделав его епископом Гуффони, но и превратил папский двор в центр астрологической активности;
    1555 г н.э. - во Франции Нострадамус опубликовал свой первый астрологический альманах, и в том же году в Лионе вышло в свет первое издание Центурий, содержащее 353 катрена, Нострадамус был великой фигурой своего времени, он служил королеве-матери, Катерине де Медичи, ее супругу Генриху II и двум ее сыновьям — Франциску II и Карлу IX вплоть до своей смерти в 1566 году;
    1572 г н.э. - в Дании Тихо Браге сделал ряд предсказаний о "новой звезде" 1572 года, появление которой столь сильно подрывало платоновскую концепцию астрологии; астрологические предсказания Браге концентрировались вокруг появления с севера правителя, который опустошит Германию до 1632 года, которое сбылось: король Швеции Густав Адольф занял большую часть северной Германии и был убит в битве при Люцене в 1632 году;
    1619 г н.э. - во Франции проявились папские ограничения в отношении астрологии, в запрещении ее в Сорбонне, однако покровительство ей при дворе сохранялось еще в течение полустолетия; в 1680 году философ Пьер Бейль смог сообщить, что французский двор полностью освободился от "болезни" астрологии; причину этой катастрофы и роль астрологии в восемнадцатом столетии пока никто по-настоящему не изучал;
    1700-1800 гг н.э. - считается, что часть революционных лидеров, включая Вашингтона, Джефферсона и Франклина, были астрологами, и время подписания Декларации независимости было определено астрологически;
    1900-1950 гг н.э. - астрология использовалась нацистами; есть данные, что в течение последних недель войны, министр пропаганды Геббельс старался поднять моральный дух Гитлера, так, на основе гороскопа Германской республики 1918 года и натальной карты Гитлера Геббельс сделал вывод, что Германии суждено было победить в войне; помощник Гесс бежал в Шотландию по совету астрологов, и эта акция привела к массовым арестам германских астрологов гестапо, большинство были освобождены, только Карл Эрнест Краффт, которого в Великобритании ошибочно считали астрологом Гитлера, умер в концентрационном лагере в 1944 году; все это, к сожалению, не создало астрологии хорошей репутации;
    1981 г н.э. - Рональд Рейган победил в выборах США и занял первое место по популярности среди современных американских президентов, он активно пользовался услугами астролога Джоан Куигли, что было подтверждено документально.
    С этого времени астрология начала развиваться быстрыми темпами.

    РАЗЛИЧИЯ В ЗАПАДНОЙ И ИНДИЙСКОЙ АСТРОЛОГИИ Обе системы широко используются современными астрологами, но они несколько различаются. Западная астрология использует тропический зодиак, где началом отсчета является знак Овен, который занимает первые 30 градусов эклиптики. Кстати, словосочетание "Знак Зодиака" пошло от эллинистической традиции, после разделения круга в 360 градусов на 12 частей по 30 градусов каждый. Этим знакам Зодиака присвоили наименования созвездий. Таким образом, за Овном шел Телец, далее Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей и Рыбы. Это же зодиакальный круг используется и при интерпретации сетки домов натальной карты в западной астрологии.

    Индийские астрологи используют сидерический (неподвижный) зодиак. Совпадение двух Зодиаков приходилось на весенние равноденствие 285 года н. э. По ходу расширения Вселенной и смещения звезд, сетки домов, построенные по двум системам, начали отличаться. Солнце каждый год возвращается в одну и ту же точку, но с небольшим сдвигом, который составляет приблизительно 50 1/3 секунды дуги. Этот сдвиг Солнца назад на фоне звезд называется прецессия или айанамша. Индийская астрология начала учитывать это смещение, несмотря на то, что оно совсем небольшое (за 2000 лет смещение Солнца составило 23 градуса). Но в астрологии этот факт имеет большое значение.

    Таким образом, первое различие между индийской и западной картой – то, что планеты и асцендент (Лагна на индийском) в индийской астрологии смещены назад приблизительно на 23 градуса 52 минуты. Если вы знаете свою натальную карту и составили ее по западной традиции, то приблизительно можете рассчитать, в каком знаке Зодиака у вас будут находиться дома и планеты согласно индийской астрологии. К примеру, если планета по западной системе попала в 16 градус знака Рака, то по индийской системе она будет находится примерно в 23 градусе знака Близнецов, при этом интерпретация такой планеты приобретает совершенно иное значение.

    И западная и индийская астрология признают семь небесных тел: Солнце, Луну, Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер и Сатурн. Кроме того, обе астрологические традиции используют две фиктивные точки: Лунные узлы - Северный узел (Раху) и Южный узел (Кету). Однако, в отличие от индийской астрологии, западная астрология признала открытые позднее Уран, Нептун и Плутон.

    Некоторые астрологи западной традиции также используют в своей практике ряд астероидов, наиболее употребляемый из которых Хирон. В последнее время были открыты и начали широко использоваться астероиды Юнона, Веста, Паллада и Церера. Цереру причисляют к планете Фаэтон - гипотетической планете, которая якобы существовала ранее между Марсом и Юпитером, а затем распалась и образовала пояс астероидов.

    Западными астрологами применяется также ряд дополнительных фиктивных объектов: Белая и Чёрная Луна (Селена и Лилит, соответственно), арабские точки, из которых наиболее употребляема Парс Фортуны, а также транснептуновые планеты и Прозерпину.

    В западной традиции большее внимание уделяется Солнцу, нежели Луне. Это обстоятельство привело к тому, что в 20 веке с гороскопом человека в массовой печати стал ассоциироваться знак Зодиака, в котором располагалось Солнце в момент рождения человека, и были выработаны правила совместимости людей с разными солярными знаками.

    В индийской же астрологии роль ночного светила значительно большая: эта традиция имеет систему так называемых лунных стоянок (накшатр), что создает своеобразный «лунный зодиак», который ассоциирует человека больше с Луной, нежели с Солнцем и, потому при анализе совместимости супругов, индийскими астрологами используются методы, в том числе оценивающие взаимное положение Лун в гороскопах людей.

    Есть и другие различия в западной и индийской астрологии, но обе системы по своему хороши и служат дополнительным источником информации.