История Астрологии

    история астрологии Европейская (западная или классическая) и индийская (джйотиш) астрологии ведут своё происхождение от шумеро-вавилонских астральных мифов, в которых небесные тела (Солнце, Луна, планеты) и созвездия были ассоциированы с богами и мифологическими персонажами. Влияние богов на земную жизнь в рамках этой мифологии трансформировалось во влияние на жизнь небесных тел - символов божеств. Вавилонская астрология была заимствована греками и, затем, в ходе контактов с эллинистическим миром, проникла в Индию.

    В 1847 г. в Ниневийской дворцовой библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала был найден клинописный текст Энума Ану Энлиль, который представлял собой 68-70 глиняных табличек. К сожалению, из-за особенностей археологии XIX в. 6 табличек или были утрачены, или были сильно расколоты, однако по имеющимся данным удалось более-менее достоверно установить, какого рода информация содержалась в них.

    Первые 13 табличек рассматривали появления Луны в различные дни месяца и её гало. Четырнадцатая табличка содержала схему расчёта видимости Луны. Таблички с 15 по 22 были посвящены лунным затмениям. Таблички с 23 по 29 описывали предзнаменования по появлению Солнца, его окраске и соотношению с облаками. Следующий раздел (таблички 30—39) рассматривали солнечные затмения. Таблички 40—49 были посвящены погодным явлениям. Последние таблички содержали описания предзнаменований, связанных со звёздами и планетами.

    Прототип «Энума Ану Энлиль» мог существовать уже в Старовавилонском периоде, о чем свидетельствует табличка № 63, которая представляет собой таблицы Венеры Амми-цадукской, датируемые XVII в. до н. э. и содержащие список предзнаменований по появлению и исчезновению Венеры, а это означает, что основа «Энума Ану Энлиль» могла быть заложена ещё во времена первой вавилонской династии (1950—1651 гг. до н. э.).

    Каждая строка в «Энума Ану Энлиль» следовала схеме: «Если на небе произошло событие А, на земле случится В», где в роли события A выступают лунные и солнечные затмения, вид светила в моменты его восходов и заходов, различные необычные явления вроде комет.

    Предсказания касались только царской семьи и страны в целом, то есть почти до начала новой эры астрология оставалась мунданной. Идея индивидуального гороскопа не была знакома вавилоно-ассирийским астрологам.

    Первые индивидуальные гороскопы появились приблизительно в V—IV вв. до н. э. Они напоминали календари-месяцесловы списков благоприятных и неблагоприятных дней. Уже употреблялся 12-знаковый Зодиак. Примером такого календаря может служить папирус из Древнего Египта, относящийся к периоду XIX-ой или XX-ой династии (около 1200 г. до н. э.)

западная система астрологии     Окончательно традиция гороскопической астрологии сложилась под влиянием греческой культуры около первого столетия н. э. В работе Птолемея «Тетрабиблос», относящейся к тому времени, излагались принципы классической астрологии, которые сохранились практически неизменными вплоть до новейшего времени.

    После укрепления связей между Индией и Греко-Римским миром в III—V вв. н. э. греческие тексты, содержащие сведения о гороскопической астрологии попали на Восток и были переведены на санскрит, положив начало индийской астрологии (хотя элементы догреческой астрологии попадали в Индию гораздо раньше). Не позднее середины I тысячелетия до н. э., после захвата Ахеменидами северной Индии, на Восток проникли знания вавилонской астрономии и астрологии в той разновидности, которая содержится в текстах «Мул Апин» (MUL.APIN).

    Постепенно пути греческой и индийской астрологии разошлись. Индийские астрологи разработали концепции, незнакомые эллинам, например, такие как концепция лунных домов (накшатр) и хорарной астрологии (прашны-вопроса).

индийская система астрологии     Таким образом, к новейшему времени сложились две родственные, но различающиеся деталями, традиции гороскопической астрологии: западная система астрологии и система индийской астрологии. О различиях этих систем вы можете почитать в конце статьи.

    На Западе продолжал совершенствоваться математический аппарат астрологии: вычисления становились строже, вершины домов гороскопа были привязаны к астрономическим параметрам небесной сферы, была выдержана строгость определения аспектов между планетами (в индийской системе эта концепция существует в упрощённой форме).

    Математику в астрологии начали применять с вторжением в Вавилон персов в 538 году до н.э. С этого времени начали возникать рациональные теории для объяснения планетных движений, которые ранее рассматривались как божественные прихоти (кстати, именно это сейчас лежит в основе индийской астрологии, где каждая планета описывается как божество). Математическая астрология положила начало развитию астрономии - как науки.

Различия в западной и индийской астрологиях

    Обе системы широко используются современными астрологами, но они несколько различаются. Западная астрология использует тропический зодиак, где началом отсчета является знак Овен, который занимает первые 30 градусов эклиптики. Кстати, словосочетание Знак Зодиака пошло от эллинистической традиции, после разделения круга в 360 градусов на 12 частей по 30 градусов каждый. Этим знакам Зодиака присвоили наименования созвездий. Таким образом, за Овном шел Телец, далее Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей и Рыбы. Это же зодиакальный круг используется и при интерпретации сетки домов натальной карты в западной астрологии.

    Индийские астрологи используют сидерический (неподвижный) зодиак. Совпадение двух Зодиаков приходилось на весенние равноденствие 285 года н. э. По ходу расширения Вселенной и смещения звезд, сетки домов, построенные по двум системам, начали отличаться. Солнце каждый год возвращается в одну и ту же точку, но с небольшим сдвигом, который составляет приблизительно 50 1/3 секунды дуги. Этот сдвиг Солнца назад на фоне звезд называется прецессия или айанамша. Индийская астрология начала учитывать это смещение, несмотря на то, что оно совсем небольшое (за 2000 лет смещение Солнца составило 23 градуса). Но в астрологии этот факт имеет большое значение.

    Таким образом, первое различие между индийской и западной картой – то, что планеты и асцендент (Лагна на индийском) в индийской астрологии смещены назад приблизительно на 23 градуса 52 минуты. Если вы знаете свою натальную карту и составили ее по западной традиции, то приблизительно можете рассчитать, в каком знаке Зодиака у вас будут находиться дома и планеты согласно индийской астрологии. К примеру, если планета по западной системе попала в 16 градус знака Рака, то по индийской системе она будет находится примерно в 23 градусе знака Близнецов, при этом интерпретация такой планеты приобретает совершенно иное значение.

    И западная и индийская астрологии признают семь небесных тел: Солнце, Луну, Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер и Сатурн. Кроме того, обе астрологические традиции используют две фиктивные точки: Лунные узлы - Северный узел (Раху) и Южный узел (Кету). Однако, в отличие от индийской астрологии, западная астрология признала открытые позднее Уран, Нептун и Плутон.

    Некоторые астрологи западной традиции также используют в своей практике ряд астероидов, наиболее употребляемый из которых Хирон. В последнее время были открыты и начали широко использоваться астероиды Юнона, Веста, Паллада и Церера. Цереру причисляют к планете Фаэтон - гипотетической планете, которая якобы существовала ранее между Марсом и Юпитером, а затем распалась и образовала пояс астероидов.

    Западными астрологами применяется также ряд дополнительных фиктивных объектов: Белая и Чёрная Луна (Селена и Лилит, соответственно), арабские точки, из которых наиболее употребляема Парс Фортуны, а также транснептуновые планеты и Прозерпина.

    В западной традиции большее внимание уделяется Солнцу, нежели Луне. Это обстоятельство привело к тому, что в 20 веке с гороскопом человека в массовой печати стал ассоциироваться знак Зодиака, в котором располагалось Солнце в момент рождения человека, и были выработаны правила совместимости людей с разными солярными знаками.

    В индийской же астрологии роль ночного светила значительно большая: эта традиция имеет систему так называемых лунных стоянок (накшатр), что создает своеобразный «лунный зодиак», который ассоциирует человека больше с Луной, нежели с Солнцем и, потому при анализе совместимости супругов, индийскими астрологами используются методы, в том числе оценивающие взаимное положение Лун в гороскопах людей.

    Есть и другие различия в западной и индийской астрологии, но обе системы по своему хороши и служат дополнительным источником информации.